Сигналы фарами водителей друг другу:
1. Два коротких "звонка" дальним: впереди либо гайская засада, либо что-то очень опасное (ДТП, карстовый провал и т.п.).
2. Один длинный "гудок" дальним:
2.1. в спину: "ДАЙ ДОРОГУ!!!"
2.2. в лицо или в бок (при маневрировании в городской толчее): "ПРОПУСТИ!" Может сочетаться с длинным и рассерженным звуковым сигналом.
3. Один короткий "выстрел" в лицо или в бок дальним в городском заторе: "Давай, брат, пропускаю!" В т.ч. как ответ на п.
2.2. Чтобы не ввести в заблуждение пропускаемого, полезно совместить "выстрел" с соответствующим жестом рукой.
4. Высокие дальнобойные фуры и автобусы на трассе, которым сверху хорошо видно вперед, могут сзадиидущим показывать поворотником:
4.1. Левым: "Hе суйся, впереди встречняк!"
4.2. Правым: "Давай земляк, жми на гашетку - впереди свободно!"
5. В ответ на пункт 4.2 после обгона принято несколько раз моргнуть аварийкой: "Спасибо, брат!". Приятно иногда, черт возьми, услышать после этого в спину басовитый короткий гудок: "Да ладно, делов-то.."
6. Аналогично пункту 5 принято благодарить аварийкой, если кто-то тебя пропустил на трассе, заблаговременно перестроившись.
Замечание номер 1: Как правило, "пердуны", "подснежники", "чайники" понимают только первые два пункта. Применение к ним других пунктов Азбуки чревато непредсказуемыми последствиями.
Замечание номер 2: Пункты 4, 5 и 6 - трассовые.
Замечание номер 3: Применение аварийки (см. п. 5 и 6) весьма развито в Европе. Как следствие, у нас это понимают в основном транснациональные фуры и автобусы.
Hа трассе, в тёмное время суток, когда фура обгоняет машину, водитель фуры не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины моргнет дальним, что фура может завершить обгон, не задев его.
Опять-таки, на трассе ночью, когда вас обгоняет кто-либо, переключитесь на ближний как только обгоняющий с вами поравняется, чтобы не слепить его через зеркало.
ДПС-безопасная езда
Алексей Голосов
Как известно, профилактика лучше любого лечения. Поговорим о том, как ездить, затрачивая минимум времени на общение с сотрудниками милиции.
Даже если у вас с собой все документы, машина в полном порядке, вы не нарушаете правила дорожного движения и вообще вы - примерный водитель, протянутый в вашу сторону жезл вряд ли вызывет положительные эмоции. Между тем, выполнение следующих простых правил позволяет быть остановленным по поводу или без оного в несколько раз реже при прочих равных условиях.
• Проезжая мимо постового, сидите за рулем спокойно, откинувшись на спинку кресла, как у себя дома. Смотрите на дорогу, а не на милиционера - если махнет вам, и так увидите. То есть ведите себя так, будто его нет на дороге. Разговаривайте в пассажиром, в меру жестикулируя, отбивайте пальцами такт на руле под любимую музыку, весь ваш вид должен показывать, что вы чувствуете себя за рулем как дома, что, кстати, не то, чтобы должно соответствовать действительности, но если соответствует, очень хорошо. Разумеется, любые действия должны быть не в ущерб безопасности на дороге, раскладывать кресло как шезлонг и рулить одним мизинцем ни к чему.
• Лучше всего ездить в потоке, причем не первым и не последним. Особенно это актуально в случае засад с радаром на участке со спрятанным в кустах свежепокрашенным знаком "ограничение максимальной скорости 40 км/ч".
• Если вы едете по свободному левому ряду с превышением скорости, в то время как остальной поток идет с той же скоростью, но по правому ряду, остановят скорей всего именно вас. Освободите левый ряд.
• Соблюдайте требования знаков в незнакомых местах. Во-первых, они могут действительно стоять "не просто так", а во-вторых, могут означать засаду в ближайших кустах. Гаишники редко проявляют изобретательность и обычно стоят на одних и тех же местах, но эти места надо знать. Хотя можно пытаться и предсказывать. К примеру, засады с радаром обычно находятся сразу за поворотом, за подъемом, за автобусной остановкой, словом, в непросматриваемых с достаточного расстояния местах. То же относится к любым другим засадам, скажем, владимирские гаишники традиционно следят за соблюдением сплошной линии разметки, которая заботливо и регулярно подкрашивается во избежание потери стабильной статьи дохода.
• Не возите на задней полке милицейскую фуражку, если она не ваша, это вызовет скорее негативную реакцию. Тем более, что у вас на лице написано, что к милиции вы никакого отношения не имеете, а если имеете, то непонятно, зачем вы до этого места дочитали, так как у вас и без того не должно быть проблем.
• Не выкручивайте музыку на громкость, вышибающую стекла из придорожных домов. Правилами это не запрещено, но реально мешает безопасной езде, и, если инспектор остановит вас только для того, чтобы сделать замечание на эту тему, он будет совершенно прав.
• Стекла, фары, фонари и номера должны быть чистыми, даже если вся машина чумазая, будто только что вернулась из кругосветного путешествия, а по пути не было ни одной мойки. Опять-таки, это положительно влияет на безопасность движения.
• Талон техосмотра должен быть на стекле. В Москве редко придираются к его отсутствию на штатном месте, но могут остановить только чтобы убедиться в его существовании.
• На машине не должно быть заметных помятостей, разбитых стекол и отсутствующих брызговиков.
Дальняя дорога
Алексей Голосов
Статья Дальняя дорога была написана всего несколько лет назад, а актуальность в значительной степени потеряла - все сильно изменилось. В связи с этим выпускаем версию вторую. Цель - та же, помочь начинающим автопутешественникам не ходить по изученным граблям.
Подготовка к путешествию
Готовим автомобиль
Лучшее лекарство от поломок на дороге - содержание автомобиля в порядке. Ничего сложного тут нет, достаточно выяснить список регламентных работ по вашей модели и строго его придерживаться. Ведь техобслуживание состоит не только из замены масла в двигателе. Если, тем не менее, есть сомнения в исправности авто, посетите сервис, которому доверяете и устраните недостатки.
Какой-то особенной подготовки к езде по трассе не требуется, если машина в порядке. Можно долго перечислять, что щетки стеклоочистителя должны быть свежими, уровни жидкостей - на уровне, давление в шинах - в норме и так далее, это не очень интересно, будем считать, что у правильного водителя с этим и так все в порядке, а неправильный сам себе злобный Буратино.
Разве что на одном моменте остановлюсь, который, почему-то неочевиден. Если время очередного ТО придет на трассе, лучше сделайте его перед выездом, чуть раньше регламента.
И помойте машину со всех сторон. Такая ерунда, как грязное изнутри стекло, может стать причиной аварийной ситуации на трассе. Оно вам надо? Кстати, рулон туалетной бумаги или бумажные полотенца в бардачке могут пригодиться не только, если съедите что-нибудь не то, но и для протирки стекол, зеркал и фар.
Что брать с собой. Полный багажник запчастей и инструмента не нужен. Возьмите трос и денег. Учитывая наши реалии, когда свечи могут быть убиты одной заправкой, не помешает комплект новых или просто живых свечей. Соответственно, нужен свечной ключ, баллонник и домкрат. Кстати, проверьте, можете ли вы штатным баллонником открутить гайки - на шиномонтажах их иногда закручивают со всей дури плюс полоборота. Пожалуй, больше ничего и не нужно. Исключение могут составить узлы и агрегаты, которые на вашей модели имеют привычку умирать без объявления войны.
Заправьте машину под крышку всеми видами топлива, которое она привыкла потреблять. На трассе не доводите дело до зажигания лампочки, горючего всегда должно быть хотя бы на сто километров пути.
Готовим экипаж
Оценить расстояние до пункта назначения удобно при помощи удобного сервиса (форма расположена внизу страницы). В зависимости от дорожных условий средняя скорость движения составляет 60-80 км/ч, причем она больше зависит от количества и длительности остановок, чем от скорости движения. Ознакомьтесь с Азбукой Световой Сигнализации, на трассе она применяется гораздо чаще, чем в городе.
Все члены экипажа должны понимать, что слово водителя - закон. Объясните, что пугать и щекотать водителя не следует, это может привести к легкому недомоганию и кузовному ремонту.
Возьмите с собой лекарства, на которые подсажены члены экипажа, каких-нибудь сушек и воды или чая в термосе. Водитель должен выспаться перед дорогой. Зарядите мобильные телефоны и возьмите с собой автомобильное зарядное устройство при его наличии. Сейчас на рынке достаточное количество предложений по конвертерам из 12 в 220 вольт - очень полезное устройство. Я такое купил и забыл про проблему с зарядкой телефонов, камер, ноутбуков и прочих пожирателей электричества. Собственно, вот и вся подготовка.
Поехали!
Пристегнитесь ремнем сами и заставьте пристегнуться всех пассажиров. Даже при незначительной аварии один непристегнутый пассажир может покалечить всех остальных, совершая пируэты по салону. По новым правилам (с 1 января 2006 г.) при движении вне населенных пунктов должен быть обязательно включен ближний свет фар.
Скорость поддерживайте комфортную. Парадокс: при постоянном давлении педали в пол и ошалелой езде время в пути не сокращается, но может и увеличиться. Чем медленней вы будете уставать, тем быстрее доберетесь до точки Б.
Постоянно смотрите в зеркала, даже если кажется, что там ничего нового не показывают. Это должно быть на уровне рефлекса, чтобы в любой момент времени иметь в голове полную картину происходящего вокруг вашей машины.
Любой маневр начинайте только будучи абсолютно уверенными в его безопасном завершении. Авария на трассе всегда большая неприятность. Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Качество придорожных сервисов, будь то заправка или кафе довольно точно коррелирует с количеством припаркованных фур - эти ребята где попало не заправляются и не обедают.
Обгон
Во время обгона на участке двух-трехполосной (всего, а не в одну сторону) дороги принято оставлять включенным левый указатель поворота. Это сделает вашу машину хорошо заметной для встречных.
Обгон выполняйте с ходу. Не надо висеть на отбойнике у фуры, а потом разгоняться по встречке. Заранее определите, после какой встречной машины будете выполнять маневр, начните разгон заблаговременно на своей полосе. Такой подход ускоряет выполнение маневра в несколько раз.
Самое ужасное на трассе - лобовое столкновение. Если вам в лоб вылетел джигит, немедленно начинайте тормозить, включайте правый поворотник и пытайтесь разъехаться, даже если для этого потребуется выскочить на обочину или вовсе улететь с дороги - это всяко лучше, чем лобовая. Обычно ширины дороги хватает, чтобы разъехаться без последствий. Главное - не терять самообладания.
В роли джигита можете выступить вы сами. Помните, что тормозить в такой ситуации зачастую вредно. В большинстве случаев надо как раз давить на газ и заканчивать маневр, но если видно, что не успеваете, тормозите (только не до юза, чтобы не потерять контроль над машиной!), прижимайтесь к обгоняемому, стараясь минимизировать последствия. Главное - не терять самообладания.
Бывает, что такая ситуация складывается, когда обгоняют вас. Действуйте по обстановке. Сместитесь правее, насколько возможно. Если видите, что обгоняющих хочет завершить маневр, притормозите. Ни в коем случае не мешайте выполнению обгона другими участниками движения - это опасно не только для них, но и для вас тоже.
Перекур
Отдых
Для отдыха лучше всего останавливаться возле постов ГИБДД и в других местах, узнать которые легко по скоплению большегрузных фур. Не стоит без необходимости долго стоять просто на обочине. Как правило, на трассе достаточно точек для утоления голода - всевозможные кафе, столовые и тому подобные заведения. Однако, если вы им не доверяете, просто возьмите с собой несколько вареных яиц, йогурты, курицу и что угодно другое, готовое к употреблению. Я обычно так и делаю, но из других соображений - экономия времени и жадность, хотя надо отметить, что цены в придорожных кафе обычно вовсе не бешеные. И, пожалуйста, соберите мусор в пакет и выбросите его в мусорный контейнер, не сорите на дороге и прилегающих территориях, там и без того уже набросано достаточно. Не торопитесь ехать сразу после трапезы, получите удовольствие от ощущения сытости. Кстати, набивать желудок по горло не стоит, это вызовет сонливость и вялость, что совершенно ни к чему. Можно и нужно размяться, обойти вокруг машины, побухтеть на мошкару и оттереть от нее стекла мокрой тряпкой, заглянуть под капот, проверить уровень жидкости омывателя.
Незапланированные остановки
Главная трудность на трассе - долгое монотонное движение. Бороться со сном смертельно опасно, тем более, что побороть его точно все равно не выйдет. Сон на трассе наступает незаметно, и водитель просто начинает смотреть сон про то, как он управляет машиной. Осознают это уже в полете.
При появлении даже легкой усталости и сонливости, начинайте искать место для остановки на отдых. Если чувствуете, что усталость/сонливость быстро прогрессирует, останавливайтесь в первом попавшемся месте, постарайтесь только, чтобы вашу машину было хорошо видно издалека, включите аварийную сигнализацию. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Лучше потеряйте 10-20 минут на незапланированную остановку, в итоге все равно выиграете. То же относится к недомоганию, головной или иной боли, только не злоупотребляйте обезболивающими средствами, в чрезмерных количествах они часто притупляют внимание иногда не меньше, чем раскалывающаяся голова.
Помните, громкая музыка, низкая температура в салоне и что угодно еще не помогают от желания поспать! Даже если совсем некогда, остановитесь подремать на 15 минут - будете удивлены результатом.
Ночевка
При перегоне более, чем за 1500 км, возникает вопрос ночевки. Вариантов несколько. Если вас двое или меньше, можно спать в машине, что не очень удобно, зато бесплатно и ходить никуда не надо. Останавливаться, как и на отдых, желательно в районах скопления фур. Постарайтесь найти местечко, хорошо просматриваемое со всех сторон, особенно со стороны поста ГИБДД, если он рядом, и удаленное от трассы метров на 20-30, чтобы не мешали страдающие бессонницей проезжающие мимо. Раздеваться не обязательно, хотя желательно - лучше укрыться каким-нибудь предусмотрительно взятым с собой пледом, а вот обувь снимите, иначе ехать на следующий день будет тяжело. Окна приоткройте, конечно, хотя бы щелочки - в машине не так много кислорода. Второй вариант - ночевка в гостинице. Прикиньте, в каком городе вы желаете остановиться на ночлег (800-1200 км от начального пункта), и на въезде спросите у сотрудников ГИБДД о гостиницах и путях проезда к ним, скорей всего, проблем устроиться не будет. Гостиница однозначно предпочтительней салона машины, если предстоит более одной ночевки. Есть еще промежуточный вариант, подходящий при передвижении компании - наставить палаток в чистом поле, развести костер, распугать местных жителей песнями под гитару, поужинать печеной картошкой. Только не злоупотребляйте спиртным, помните, вам предстоит рабочий день 100 грамм легкого вина вполне достаточно для крепкого, здорового сна. По потерям времени этот вариант худший, зато по количеству удовольствия, пожалуй, лучший, но это дело вкуса, выбирать вам.
Детали
Зима
Зимой дело осложняется плохой видимостью, скользкой и зауженной дорогой. Бойтесь на скорости зацепить обочину. Там мягкий снег, машину разворачивает легко. Если задумали остановиться, снижайте скорость, не выходя на обочину и обязательно следя за спидометром. Человек быстро привыкает к скорости и после 100 км/ч скорость 60 км/ч ощущается, как очень медленная. А на скорости 60 зацепиться за обочину - еще опасно уходом в кювет.
Бойтесь парковаться на ровной обочине. Часто бывает, что трактор ножом чисти снег и выступающий над обочиной нож срезает ровную поверхность, как будто там тоже дорога. Туда съезжаешь - и идешь искать трактор. В случае сомнений надо выйти из машины, проверить ногами, а потом съезжать колесами.
И никаких резких движений! На трассе соли нет, а снег и лед имеются.
Для всех членов экипажа стоит иметь по комплекту теплой одежды. Машина с заглохшим мотором быстро остывает.
Ночь
Стекла обязательно должны быть чистыми! И изнутри тоже. Нельзя ездить в неизвестность. Дальний свет фар светит не так уж далеко - стоящий поперек дороги танк на скорости более 120 км/ч вы увидите и даже сможете выбрать его часть, в которую парковаться, но лучше все-таки перед ним остановиться. Вы скажете, танки на дороге не валяются. Наверное. Зато асфальтоукладочные машины, катки и трактора без опознавательных знаков очень даже бывают. С ближним светом видно еще меньше, но тут есть военная хитрость. Можно с достаточной степенью достоверности различать предметы на своем пути в свете фар встречных автомобилей. Это не значит, что можно ехать 200 км/ч, прошу понять меня правильно.
В темноте следует опасаться животных, если лес прямо у дороги. Лоси и кабаны, редко, но бывает, выскакивают. Если что, лося сбивать нельзя: это очень опасно. Кабан - большие повреждения машины, но людям не так страшно. Конечно, искренне надеюсь, что это я пишу совершенно зря. Просто так бояться не надо, но на лесной дороге в темноте за обеими обочинами - повнимательнее. Мелкого зверя типа зайца - жалко, но надо бить, если лезет под колеса. Резко крутить рулем опаснее.
Как не отдать автомобиль на штрафстоянку
Алексей Голосов
К сожалению, так называемые "штрафстоянки" были узаконены, и в ряде случаев ваш автомобиль может быть помещен на них за ваш счет по откровенно грабительским расценкам, а потому полезно знать, что это за случаи и как избежать узаконенного грабежа, даже если один из этих случаев "ваш".
Чтобы узнать, что это за такие неприятные случаи, откроем КоАП (кодекс административных правонарушений) на странице со ст.245:
1. Отсутствие у водителя необходимых документов.
2. Водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3. В автомобиле неисправны рулевое управление, тормозная система или тягово-сцепное устройство.
4. Транспортное средство не имеет номерных знаков или имеет подложные (поддельные) номерные знаки, а также номерные знаки нестандартные, нечитаемые или установленные с нарушениями правил.
Начнем по порядку. У вас нет с собой одного из необходимых документов (с собой надо иметь водительское удостоверение, временное разрешение, если оно выдавалось, свидетельство о регистрации транспортного средства и доверенность, если машина зарегистрирована не на ваше имя. Если машина принадлежит организации, должен быть еще путевой лист). Случаи, когда у вас не все в порядке с документами, пока рассматривать не будем. Допустим, вы забыли права дома, были остановлены доблестным работником ГИБДД, который радостно потирая руки, бросился составлять протокол или просто начал пугать вас перспективой транспортировки вашего авто на штрафстоянку. Знайте, он обязан дать вам возможность позвонить домой и попросить домашних подвезти необходимые документы, а вы можете в это время курить в теплой машине, пока инспектор мерзнет на улице. Правда, курить можно не больше, чем три часа, но этого обычно достаточно - даже если дома никого нет, можно позвонить другу, любовнице, теще, чтобы они подъехали, взяли ключи от вашей квартиры, съездили за правами и вернулись обратно.
Вас поймали в состоянии легкого или тяжелого подпития. В этом случае избежать помещения на штрафстоянку вовсе не сложно - вызываете друга, любовницу, тещу с правами и все дела. Можно даже остановить первого попавшегося человека и попросить его отогнать машину в ближайший двор. В данном случае гораздо серьезней ситуация с вашими правами, а не машиной. Об этом обязательно поговорим более подробно, поскольку некоторые представители власти от излишней жадности готовы объявить пьяными всех, кто сел за руль.
Инспектор не имеет права проверять техническое состояние вашего автомобиля, если имеется непросроченный талон техосмотра. Таким образом, просто невозможно узнать о неисправности, если она не вопиющая. Тем не менее, надеюсь, вы не будете эксплуатировать неисправный автомобиль, это опасно не только для вашей жизни. Если инспектор настаивает на наличии неисправности, говорите, что в таком случае надо проводить экспертизу, поскольку глаз инспектора не является сертифицированным прибором, а ехать на нее за свой счет вы не можете, поскольку все деньги потратили на подарок другу, любовнице, теще и едете на последних каплях бензина домой. Пусть дает денег, наливает бензин, вызывает за свой счет эвакуатор для перемещения вашей машины на экспертизу (а не на штрафстоянку вовсе). Как обычно, в случае упертого сотрудника ГИБДД, полезно записать его фамилию и нагрудный номер в книжечку - на него это подействует отрезвляюще. Мне не известно ни одного случая, когда события развивались бы дальше этого разговора, и автомобиль все же был бы отправлен на штрафстоянку - все-таки в милиции не одни дураки работают (не хочу никого обидеть, я всего лишь цитирую одного пензенского сотрудника ГАИ), а тем более, в ГИБДД.
Последний пункт самый запутанный. Из предыдущего выпуска мы уже знаем, что грязный номер нечитаемым не является. Вообще, любая неисправность, которую можно устранить на месте, не есть причина для помещения машины на штрафстоянку.
Допустим, глас разума не был услышан инспектором, и он все же решил отправить машину на стоянку. Запирайте ее, ставьте сигнализацию на охрану и принимайте активное участие в составлении протокола - требуйте, чтобы были вписаны все мало-мальски ценные вещи, такие как свежая резина, импортные диски, аудиосистема с перечислением ее составляющих, чехлы из крокодиловой кожи, обязательно должно быть указано, что все стекла, фары и фонари целы, кузов не имеет вмятин и царапин, автомобиль полностью укомплектован. Если стоят нештатные узлы и детали, не забудьте и о них, например, щетки стеклоочистителя "Бош", одноименный аккумулятор емкостью 120 ач, силиконовые высоковольтные провода и все остальное, что вам жалко. Вести себя надо корректно и вежливо, но настойчиво, как всегда с сотрудниками ГИБДД.
Разборки с ГИБДД
Алексей Голосов
Одной из самых частых неприятностей, встречающихся на дороге водителю, являются инспекторы ГИБДД, среди которых, к сожалению, часто встречаются вымогатели и рассчитывать на принципиальное изменение ситуации не приходится. Поэтому небесполезно знать, как правильно вести себя с такими представителями власти, что они могут, а на что не имеют прав.
Многие считают, что проще сунуть купюру надлежащего достоинства и спокойно поехать дальше. Основной аргумент при этом - потери времени на препирательства. Однако практика показывает, что взятку давать иногда дольше, чем уехать "бесплатно", разумеется, в случае, если вы чувствуете свою правоту и силу.
При остановке транспортного средства независимо ни от чего инспектор должен подойти к водителю, внятно представиться и назвать причину остановки. При этом вы имеете полное право потребовать его предъявить удостоверение, что имеет смысл в случае остановки вне стационарного поста, и передавать милиционеру водительское удостоверение, только если он является сотрудником ГИБДД, в противном случае имеет смысл попросить позвать такого сотрудника и разговаривать только с ним. Вообще, общение водителя с "обычной" милицией - отдельная тема, которую мы обязательно рассмотрим. Итак, вас остановили, инспектор подошел и представился, что делать дальше? Прежде всего, ведите себя спокойно и уверенно, не бегать к инспектору и за инспектором - он сам подойдет. Сначала рассмотрим самую вопиющую ситуацию - вас обвиняют в нарушении, которого вы не совершали. В этом случае вежливо (вообще ведите себя вежливо) объясните инспектору, что он ошибся, поскольку названного им нарушения вы не совершали. Если он не согласится, препираться, скорее всего, бесполезно и имеет смысл намекнуть, что взятку вы давать не собираетесь, поэтому пусть пишет, если хочет, протокол, в котором вы выразите свое несогласие, и обязательно будете жаловаться. А также не забудете вписать, что инспектор не представился (представился невнятно), вел себя нагло, вымогал взятку и т.п. Сочинять ничего не надо, обычно правды хватит с лихвой, чтобы тут же получить документы на машину и пожелание счастливого пути, особенно если у вас есть свидетель в машине, показания которого надо обязательно потребовать вписать в протокол, а если инспектор откажется сделать это, не забудьте сами отметить сей факт.
Для иллюстрации приведу пример из собственной практики. Он довольно типичен и одновременно показателен во многих отношениях. А ниже рассмотрим "типовые нарушения", и как бороться, когда вас понапрасну в них обвиняют. Я повернул на мигающую "стрелку" и был остановлен инспектором, начавшим свою речь с вопроса "а вы знаете, за что я вас остановил?". Приведу наш диалог:
- Не знаю, поскольку ничего не нарушал вроде бы.
- Вы проехали на запрещающий сигнал светофора!
- Вы ошибаетесь, я выезжал на перекресток на мигающую "стрелку", что разрешено правилами дорожного движения, а покинуть его был обязан независимо от сигналов светофора согласно требованиям тех же правил.
- Нет, вы проехали, когда "стрелка" уже потухла.
- Инспектор, я проехал на мигающую стрелку, в машине сидит свидетель, денег вы от меня не получите, если хотите, пишите протокол, но, пожалуйста, делайте это поскорее, поскольку я спешу. И учтите, что я обязательно буду жаловаться, причем вспомню, что вы не представились, причину остановки задали в форме Поля Чудес и занимались вымогательством.
Тут бы сержанту вернуть документы (именно так оно и происходит в большинстве случаев), но по каким-то неведомым мне причинам он начал писать протокол. Я стоял рядом и время от времен напоминал, что неплохо бы писать побыстрее, ибо, если я опоздаю на важную встречу, это тоже будет фигурировать в жалобе, а также указывал на грамматические ошибки (один "светафор" чего стоит).
Что же делать, если нерадивый инспектор вопреки здравому смыслу изъял ваше водительское удостоверение и составил протокол? Прежде всего, не забудьте вписать в протокол свою версию происшедшего, обязательно зафиксируйте отказ записать свидетелей, если он имел место быть, и возьмите копию протокола (ее вам обязаны дать). Можно, кроме этого, записать себе в книжечку номер нагрудного знака, фамилию и должность инспектора. Все это не займет много времени.
После этого я поехал в группу разбора, где кратко изложил суть проблемы, но не нашел понимания и не получил "права" обратно, а потому тут же написал жалобу.
Жалобу имеет смысл для начала подавать на имя начальника отделения ГИБДД, сотрудником которого является обидевший вас инспектор. Текст пишется в свободной форме, по возможности четко изложите происшедшее, суть претензий и ваши пожелания и требования. Желательно обойтись без художественных изощрений. Далее сценарий обычно такой: вам звонят по телефону и приглашают в отделение на разбор полетов, но уже не в группе разбора, а к заместителю начальника. Отказываться не имеет смысла - почти наверняка на этом дело и окончится вашей победой и безоговорочной капитуляцией противника. Выглядит это примерно так: в кабинет начальника приглашается ваш обидчик, начальник смены и еще кто-нибудь из начальства, вам представляют присутствующих и начинают навязчиво интересоваться, может быть, вы все-таки нарушили, ведь инспектор вряд ли мог ошибиться и т.п. Твердо стойте на своем: "Не нарушали и все тут". Возможно, вам предложат разойтись полюбовно по 21 статье. Суть этого такова, вы виновны, но вас так и быть прощают. Штраф вы в этом случае платить не будете, но инспектор формально останется прав.
Продолжая наш пример, приведу в сокращенном виде разговор с представителями ГИБДД на разборе полетов (он продолжался около 20 минут):
- Алексей Владимирович, изложенное вами в жалобе расходится с показаниями инспектора, а ведь светофор был в ручном режиме и он прекрасно видел, на какой сигнал вы проехали перекресток.
- Тогда тем более странно, что он меня остановил, ведь я ехал на разрешающий сигнал.
- Почему вы не остановились, увидев, что стрелка замигала?
- Потому что мне пришлось бы для этого прибегнуть к экстренному торможению, но это неважно, поскольку мигающий зеленый сигнал разрешает движение.
- Скажите, а с какой скоростью вы подъезжали к перекрестку?
- С разрешенной ПДД, но это не имеет отношения к делу.
Примерно в том же духе беседа велась около четверти часа. Поскольку сама собой она заканчиваться не хотела, я предложил что-нибудь все-таки решить, поскольку заинтересованные стороны уже изложили свои точки зрения и аргументы, а терять время более не намерен в связи с наличием более важных дел. Тут-то и была вспомнена 21 статья. Далее привожу диалог, начинающийся с моей реплики:
- Не могу согласиться с таким выводом, поскольку правил не нарушал. Прошу все-таки вынести окончательное решение в мою пользу, либо дать письменный отказ в установленной форме.
- А что вы будете делать в случае отказа?
- Разумеется, подавать в суд. И если сейчас я всего лишь прошу вернуть водительское удостоверение, то в суде вспомню об опоздании на важную встречу, о потере времени здесь с вами, где вы пытаетесь убедить меня, что я нарушитель без достаточных на то оснований, лишь бы помочь своему инспектору избежать заслуженного наказания.
Через три минуты я вышел с "правами" в кармане. Но такие упертые инспекторы попадаются редко, гораздо чаще они предпочитают не связываться со "слишком умными", зная, чем это может для них кончиться.
Чаще всего в Москве останавливают за два вида нарушений: превышение скорости и нарушение рядности. Радары используемых типов всем хороши, кроме одного - они не показывают, чью скорость зафиксировали. Поэтому при остановке по этой причине следует внимательно осмотреть радар, поинтересоваться, есть ли свидетельство о поверке прибора, а также сертификат, ознакомиться со всеми документами, убедившись, что они не просрочены, после чего сделать удивленное лицо и спросить: "Инспектор, я не понял одного: где написано, что ваш прибор зафиксировал скорость именно моего автомобиля?". Если нет времени, можно сразу задать этот вопрос. В девяти случаях из десяти вы будете отпущены с миром после краткого внушения о том, что так вести себя нехорошо. Если же инспектор будет упорствовать, намекните, что подадите жалобу, а в случае ее неудовлетворения, заявление в суд, который обязательно выиграете, поскольку показания радара доказательством не являются, а других доказательств попросту нет. С вероятностью, неудержимо устремляющейся к единице, вас отпустят. С рядностью еще проще. По Москве просто невозможно ездить, не нарушая ее, и не занимаясь регулярно кузовным ремонтом своего авто, что обычно неприемлемо. Скорей всего, достаточно будет сказать правду, что вы объезжали яму, либо уворачивались от перестраивающегося в вас автомобиля, в общем, ваши действия имели цель избежать ДТП.
Но если инспектор поставит целью получить с вас определенную сумму денег, он может не остановиться на своих первоначальных претензиях и потребовать предъявить талон техосмотра, осмотреть автомобиль на предмет наличия брызговиков, читаемости номеров и т.д. Некоторые пытаются убедиться в наличии аптечки и огнетушителя, а также провести техосмотр на дороге. Таким сразу надо демонстрировать талон ТО, просить напомнить фамилию и объяснить, как проехать к отделению, чтобы подать жалобу на сотрудника, нарушающего 329 приказ и: спокойно ехать дальше, получив свои документы. Что касается нечитаемых номеров, инспекторы лукавят. Дело в том, что нечитаемый и грязный номер - вовсе не одно и то же. Нечитаемым называется ржавый номер с облезшей краской, а если вас пытаются наказать за грязный номер, просто возьмите тряпку и протрите его, поблагодарив инспектора за внимательность. То же относится к перегоревшим лампочкам. Поменяйте дефектную лампочку на работающую тут же, на глазах остановившего вас инспектора. А если лампочки с собой нет, скажите, что следуете к месту ремонта, имеете на это полное право.